Психосемантическое исследование природы стилевых предпочтений в одежде у женщин в период ранней взрослости

Опубликовано в сборнике «Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2015-2016» / Под ред. А.А. Демидова. — М.: Московский институт психоанализа, 2016. — 368 с. 

При использовании материала ссылка на первоисточник обязательна!

Внешний вид человека – первое, что подлежит оценке со стороны окружающих. Более того, часто от первого впечатления о человеке зависит и дальнейшее восприятие его последующих поступков и личностных качеств (так называемый эффект ореола). Таким образом, внешний облик помогает человеку «заявить о себе», донести до окружающих определенную информацию о своих приоритетах, ценностях, эмоциях, внутреннем мире. Исходя из этого, сложно переоценить значимость выбора стиля в одежде при формировании желаемого впечатления о себе.

В течение последних десятилетий общество стало уделять достаточно большое внимание вопросам стиля в одежде: появились многочисленные телепрограммы, посвященные модным перевоплощениям участниц, увеличилось число специализированных журналов, осведомляющих читательниц о новинках моды и красоты, в сфере услуг появилось такое направление как шопинг-сопровождение и т.д. Однако если оставить в стороне вопрос технической реализации стилевых решений, представляется актуальным исследовать, чем руководствуются женщины при выборе создаваемого образа, что им представляется важным подчеркнуть в себе, какую информацию они хотят донести о себе окружающим, какое впечатление намерены произвести – иными словами, как формируются стилевые предпочтения женщин.

В связи с тем, что предпочитаемый стиль в одежде очевидно является компонентой образа Я, за методологическую основу данного исследования было решено взять понятие Я-концепции по Р. Бернсу. Во-вторых, данное исследование также базируется на основных постулатах теории личностных конструктов Дж. Келли, позволяющей рассмотреть особенности восприятия образа/стиля в одежде как следствие специфического набора понятий и категорий, которым руководствуется каждая женщина.

Если исходить из того, что Я-концепция «возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития», можно утверждать, что и стиль в одежде, являясь компонентой образа Я, также возникает в результате определенного опыта личности и является следствием и отражением определенного набора жизненных обстоятельств, в которых индивид существует.

Как и образ Я в целом, предпочитаемый стиль в одежде – образование динамическое, в течение жизни он может меняться несколько раз при переходе от одной жизненной вехи к другой. Очевидно, что на восприятие себя в значительной степени влияют такие факторы, как социальный статус, семейный статус, социальная роль. Следовательно, эти же факторы с большой долей вероятности могут выступать причиной изменения стилевых предпочтений. Иными словами, можно предположить, что жизненные обстоятельства, такие как семейное положение, могут косвенным путем, через специфику восприятия и, как следствие, специфику категориальной структуры мышления, оказывать влияние на предпочитаемый стиль в одежде.

В этой связи представляется интересным сравнить наборы понятий, которыми руководствуются замужние и незамужние женщины при оценке образа/стиля в одежде и, как следствие, попробовать установить взаимосвязь между спецификой категориальных структур женщин (и, соответственно, стилевыми предпочтениями) и их семейным статусом.

Для целей данного исследования в качестве испытуемых были выбраны 16 женщин (8 замужних и 8 незамужних) в возрасте 23-35 лет. Сначала с помощью техники репертуарных решеток Келли были выявлены личностные конструкты, используемые незамужними и замужними женщинами при оценке и восприятии образа/стиля в одежде (и, как следствие, при формировании собственных стилевых предпочтений), а затем проведен их факторный анализ.

Интерпретация результатов исследования показала, что факторы, определяющие специфику восприятия образа/стиля в одежде замужними и незамужними женщинами, в целом одни и те же, однако их содержание в этих двух случаях разное. В ходе интерпретации результатов этим факторам были присвоены следующие названия: «Независимость от рамок», «Ориентация на мужчин», «Креативность, смелость», «Эффектность», «Наличие вкуса», «Продуманность» и «Комфортность». Сравнительный анализ содержания этих факторов у двух групп испытуемых позволил выявить ряд некоторых характерных различий в восприятии и оценке образа/стиля в одежде замужними и незамужними женщинами.

Первый и, вероятно, наиболее значимый аспект различия – восприятие самого понятия моды замужними и незамужними женщинами. Специфику этого восприятия у обеих групп испытуемых легко выявить, если проанализировать положение двух ключевых в этом аспекте признаков – модный и не зависящий от моды.

У незамужних женщин понятие не зависящий от моды находится в составе фактора Независимость от рамок на том же полюсе, что и признаки, характеризующие свободу от ограничений (небрежный, расслабленный, раскованный, легкий), а у замужних женщин, наоборот, это понятие рассматривается в составе того же фактора, однако вместе с такими понятиями, как старомодный, классический, консервативный, офисный, традиционный и т.д. Это может свидетельствовать о диаметральном различии в восприятии моды замужними и незамужними женщинами:

Незамужние женщины рассматривают моду как рамки, ограничивающие их свободу выражения, то есть для них зависеть от моды означает не расслабляться, не быть раскованными, свободными. А вот замужние женщины, наоборот, рассматривают моду как нечто расслабленное, легкое, противопоставляемое классическим, традиционным образам. Для замужних женщин зависеть от моды, по-видимому, означает иметь свободу самовыражения, не следовать классике и выходить за рамки консервативности.

Кроме того, если сопоставить положение понятия модный у замужних и незамужних женщин, то можно также заметить некоторые различия. У замужних женщин оно относится к фактору Ориентация на мужчин и находится на том же полюсе, что и слова соблазнительный, сексуальный, в то время как у незамужних женщин этот признак попадает в фактор Эффектность, где он находится рядом с такими понятиями, как нарядный, пикантный, ориентированный на себя, будоражащий и т.д. Это опять же может свидетельствовать о разнице в восприятии понятия моды незамужними и замужними женщинами:

Для незамужних женщин мода – это средство продемонстрировать себя, выразить, привлечь внимание (причем, учитывая предыдущие выводы, с учетом определенных рамок и ограничений, диктуемых модой), для замужних мода – это способ не просто привлечь к себе внимание, а подчеркнуть свою сексуальность и женскую привлекательность.

Исходя из отмеченных выше различий, представляется также интересным исследовать вопрос ориентированности на мужчин замужними и незамужними женщинами или, иными словами, сопоставить женские представления о привлекающем мужчин женском образе.

В первую очередь, интересным представляется нахождение у незамужних женщин на одном полюсе фактора Эффектность понятий ‘нравящийся мужчинам’ и ‘ориентированный на себя’. Для сравнения – у замужних женщин понятие ‘ориентированный на себя’ попадает в фактор Наличие вкуса и соседствует там с такими понятиями, как нелепый, вульгарный и пошлый, а признак нравящийся мужчинам у них относится к фактору Ориентация на мужчин и располагается на одном полюсе с такими понятиями как соблазнительный, сексуальный, ориентированный на мужчин, ориентированный на флирт. По всей видимости, это говорит о том, что:

У замужних женщин имеется более тесная взаимосвязь между ориентированностью на мужчину и стилем, выбираемым для того, чтобы это подчеркнуть, в то время как для незамужних женщин ориентиром привлекательности образа для мужчин являются их собственные (женские) предпочтения.

Что касается признаков, характеризующих откровенную сексуальность (соблазнительный, игривый, ориентированный на флирт, нравящийся мужчинам, сексуальный, откровенный и т.д.), то у незамужних женщин они включены в состав таких факторов, как ЭффектностьКреативность, Смелость и Продуманность. У замужних женщин, как было отмечено выше, они входят в состав фактора Ориентация на мужчин и противопоставляются признакам сдержанной женственности (нежный, девичий, милый, спокойный, изящный, умеренный, целомудренный, светлый). Кроме того, у замужних женщин сюда же попадают и такие признаки как сложный и творческий, что позволяет предположить, что:

Замужние женщины в большей степени используют свои творческие способности для создания именно женственных образов.

Для сравнения – у незамужних женщин эти признаки попадают в факторы Креативность, Смелость и Продуманность, что не позволяет сделать какие-либо однозначные выводы о специфике проявления их творческого начала).

В случае с незамужними женщинами фактор Ориентация на мужчин включает в себя признаки, которые характеризуют нацеленность на общение с мужчинами в более легком, кокетливом ключе, а не в откровенно-соблазняющем: женственный, легкий, кокетливый, ориентированный на мужчин, непринужденный. Интересно также отметить, что на противоположном полюсе этого фактора располагаются такие понятия, как гармоничный и со вкусом, что может говорить о том, что:

Незамужними женщинами кокетство в образе вообще воспринимается как некая безвкусица.

Таким образом, очевидно, что содержание фактора Ориентация на мужчин у замужних и незамужних женщин является достаточно отличающимся, что позволяет сделать вывод о том, что:

Замужние женщины предпочитают более откровенную и агрессивную политику привлечения мужского внимания, в то время как незамужние женщины привлекают мужчин более женственными образами, а сексуальность облика больше все-таки рассматривают как средство самовыражения и произведения эффектного впечатления, нежели как непосредственно средство соблазнения.

Этот же вывод подтверждается и в ходе анализа состава фактора Эффектность. У незамужних женщин в состав этого фактора входят такие признаки как нарядный, соблазнительный, парадный, игривый, ориентированный на флирт, модный, смелый, изящный, пикантный, подиумный, будоражащий, радостный, торжественный, гламурный, нравящийся мужчинам, ориентированный на себя и т.д., причем они противопоставлены расположенным на противоположном полюсе этого фактора понятиям неформальный, унисекс, спокойный, нейтральный, рациональный, скрывающий фигуру.

У замужних женщин в составе фактора Эффектность такие признаки, как интересный, статусный, вызывающий, дорогой, эффектный, запоминающийся, смелый, агрессивный, пикантный, производящий впечатление, обязывающий держать форму и т.д. противопоставлены понятиям обыкновенный и лаконичный. Очевидно, что:

Для замужних женщин понятие эффектности в большей степени связано со статусом, в то время как для незамужних эффектность состоит в первую очередь в сексуальной привлекательности.

Кроме того, анализ фактора Продуманность дополняет этот вывод идеей о том, что:

Для незамужних женщин эффектность и соблазнительность образа обеспечивается путем его тщательной подготовки и является основным вектором приложения усилий.

У незамужних женщин этот фактор собрал, с одной стороны, такие признаки как сложный, требующий тщательной подготовки, статусный, сексуальный, чувственный, вызывающий, дорогой, эффектный, ориентированный на окружающих, заметный, продуманный, производящий впечатление, обязывающий держать форму, а с другой – простой, молодежный, скромный, однотонный, естественный, удобный, целомудренный, традиционный, универсальный.

У замужних женщин фактор Продуманность объединил, с одной стороны, такие признаки, как парадный, требующий тщательной подготовки, стильный, зрелый, гармоничный, элегантный, со вкусом, утонченный, продуманный, а с другой – скучный, стандартный, примитивный, повседневный, молодежный, скрывающий фигуру. Очевидно, что:

Для незамужних женщин продуманность образа предполагает его ориентацию на окружающих и приводит к его эффектности и соблазнительности, а для замужних женщин основным результатом их усилий является прежде всего элегантность и утонченность образа. Соответственно, под непродуманным образом незамужние женщины понимают скромность и целомудренность, а замужние – простоту образа, свойственную молодежи (впрочем, понятие молодежный воспринимается как противопоставление тщательно созданному образу обеими группами испытуемых).

Ну и наконец, последний аспект, на который хотелось бы обратить внимание – это различия в понимании вкуса в одежде. У замужних женщин фактор Наличие вкуса включает признаки, описывающие практичность образа и одновременно характеризующие его невыразительность: нейтральный, практичный, аккуратный, однотонный, подчиняющийся дресс-коду, темный и т.д. На противоположном полюсе этого фактора находятся такие признаки, как претенциозный, вульгарный, привлекающий внимание, пошлый, кричащий, вызывающий, фривольный, ориентированный на себя, вычурный, нелепый. Несложно сделать вывод, что:

У замужних женщин имеется четкое представление о вкусе в одежде как о чем-то достаточно сдержанном и практичном в противопоставление вульгарности.

У незамужних испытуемых один из полюсов данного фактора имеет похожий состав: вульгарный, скучный, примитивный, мрачный, старомодный, дерзкий, грубый, агрессивный, обыкновенный, эпатажный, вычурный, нелепый, пошлый и т.д. Однако этим понятиям противопоставлены признаки, характеризующие оригинальность образов: с «изюминкой», интересный, оригинальный, стильный, элегантный, запоминающийся, утонченный. Из этого можно сделать вывод, что:

Для замужних и незамужних женщин понятия безвкусицы достаточно близки, а вот под вкусом в одежде незамужние скорее понимают оригинальность, а замужние – практичность.

Таким образом, можно говорить о наличии взаимосвязи между семейным статусом женщины и спецификой ее личностных конструктов в области образа/стиля в одежде (то есть, по сути, ее стилевыми предпочтениями в одежде). Несмотря на то, что факторы, определяющие специфику восприятия образа/стиля в одежде замужними и незамужними женщинами, в общем одни и те же, их содержание в этих двух случаях разное. Сравнительный анализ состава этих факторов позволяет выделить некоторые достаточно значимые различия в специфике восприятия образа/стиля в одежде замужними и незамужними женщинами, которые преимущественно касаются следующих аспектов:

— восприятие моды;

— представления о привлекающем мужчин женском образе;

— вектор приложения усилий при создании образа;

— понимание вкуса в одежде.

Выявление подобной взаимосвязи между семейным статусом женщины и спецификой ее личностных конструктов в области образа/стиля в одежде позволяет применять полученные данные при разработке социально-психологических тренингов, предназначенных для женщин, а также открывает более широкие возможности для внедрения психологических методов в практику имидж-консультирования.