Можно ли развить художественный вкус?

 

В силу специфики своей деятельности я очень трепетно и внимательно отношусь ко всем проявлениям визуальной стилистики – не только в вопросах, касающихся одежды и внешнего облика людей, но и в дизайне интерьеров, в оформлении различной печатной продукции, начиная от рекламных листовок и заканчивая книгами, в композиционных решениях фотографий. В результате многолетних наблюдений у меня сложилось такое впечатление, что в стилистике и дизайне у нас в стране разбираются ВСЕ. И те, кто учился, и те, кто не учился, и те, кто учился, но доучиться не сумел… 

 

Дизайн интерьераИнтересно, почему  вопросы, требующие приложения художественного вкуса, считаются общедоступными? Мол, на вкус и цвет… И в итоге кафе щедро «украшаются» минималистичными изображениями современных городских пейзажей в тяжеловесных ретро-багетах с аляпыми паспарту, квартиры оформляются в соответствии с неизвестно откуда взявшейся, но почему-то непоколебимой идеей о том, что дверь встроенного шкафа должна непременно сочетаться по цвету и фактуре (!) со входной дверью, а рекламные брошюры, которые призваны завоевывать доверие потенциального клиента, пестрят стилистическими (я уж не говорю о грамматических) ошибками и поражают несоблюдением пропорций при размещении текста.

 

Собственно, перечисление примеров, оскорбляющих эстетическое чувство людей видящих, можно продолжать бесконечно, но дело даже не в этом. К счастью, в последнее время все больше людей предпочитают обращаться за решением этих вопросов к специалистам: чтобы купить одежду – идут к стилисту, оформить квартиру – к дизайнеру интерьеров, напечатать брошюры – в типографию, предоставляющую услуги разработки дизайна. Только вот проблема в том, что и эти специалисты тоже порой оказываются не вполне успешными в своей деятельности. И тут, собственно, говоря, возникает главный вопрос – а можно ли вообще развить художественный вкус? Или при приеме на обучение подобным специальностям надо проводить некое входное тестирование – либо есть зачатки вкуса, либо их нет, и тут уж ничего не попишешь, надо выбирать себе другую профессию?

 

Лично для меня ответ на этот вопрос звучит так: художественный вкус, несомненно, развить можно, но не совсем с нуля. По моему убеждению, для этого все-таки нужны некие исходные данные (иными словами, талант). Формула проста: качественный и эстетически ценный художественный продукт (привлекательный внешний образ, гармоничный дизайн, эффективная рекламная брошюра и т.д.) получается при использовании трех компонентов:

1) знание пропорций (соотношение форм, линий и площадей);

2) знание правил гармонии (сочетание цветов и оттенков);

3) умение найти неповторимое, уникальное решение.

 

Первые два аспекта по сути технические, и, следовательно, навыки их грамотного использования можно приобрести в процессе обучения и тренировки, а вот последний – интуитивный (собственно, в нем и заключается талант). И вот именно в зависимости от его наличия кто-то становится более успешным, кто-то – менее. И если это 

Уличная мода

вариант «менее», то мы получаем ситуации, когда оформление затмевает оформляемое (к примеру, паспарту к картине подбирается таким образом, что само изображение на его фоне теряется). То есть по сути специалист знает, чем следует руководствоваться, но не чувствует, как именно это применять, потому что интуитивное понимание, увы, отсутствует… Ну ладно, здесь хоть можно за усердие похвалить; гораздо хуже, когда отсутствует не только третья компонента, но и первые две.

 

В свете этого возникает другой вопрос – а зачем получать образование, если есть талант? Может, достаточно только третьей составляющей? И опять-таки мой ответ, что для качественного выполнения работы необходимы все три элемента. Дело в том, что при знании теоретических законов  то, что раньше было на уровне интуиции, начинает обретать логические формы, получать структуру. А это, в свою очередь, во-первых, придает уверенности (особенно тем, кто не очень охотно доверяет чистой интуиции), а во-вторых, позволяет проще облекать свое видение в слова и доносить до клиентов (или просто собеседников). Ибо самая раздражающая фраза в устах дизайнера – «Я так вижу». Для тех, кто привык безоговорочно доверять специалистам (или, что особенно печально, тем, кто себя таковыми именует), это аргумент, а для остальных? Таким образом, наличие теоретической базы делает интуитивные решения более надежными и безошибочными. Именно поэтому, кстати, я всем своим клиентам, обращающимся за шопингом, рекомендую предварительно пройти имидж-консультацию – чтобы знание теории придавало им больше уверенности при совершении покупки в магазине (независимо от того, самостоятельно они делают выбор или с моей помощью).

 

Вывод из вышесказанного, собственно говоря, напрашивается один – чтобы создавать эстетически приятные и радующие глаз творения, творец должен обладать образованием и талантом, навыками и интуицией, знать правила и… допускать исключения!